
Причин, почему подростки врут довольно много. Мы попробуем описать и раскрыть их. Но если Вам интересно, почему врёт ваш ребёнок, то, наверное, лучше всё-таки спросить у него или проконсультироваться с психологом.
Названия причин весьма условны и необходимы лишь для того чтобы не запутаться. Как видно из всего перечня, основными будут являться всего на всего 2-3 причины, а остальные могут запросто быть выведены из них. Поэтому список можно написать значительно больше. Но мы остановимся на самых распространённых и, возможно, не очевидных.
Некоторые причины, не уникальны для подросткового возраста и характерны для взрослых, зрелых людей. Так что, если всё же вы не нашли в предложено перечне устраивающего вас объяснения и вам не с кем проконсультироваться по этому поводу, то просто подумайте, а почему бы вы сами вели себя так, как ведёт себя ваш ребёнок.
Главное, что важно понять, до того как приступать к изучению причин, это то, что подростковый возраст наполнен множеством противоречий. И здесь противоречия не только в популярном и, возможно, вами уже неоднократно слышанном выражении: «Подросток – это такой возраст, когда ты и не взрослый и не ребёнок».
«Авторитетность». Родители всегда являются значимыми фигурами в жизни человека. Это справедливо и по отношению к подростковому возрасту, как бы это не выглядело со стороны (и какие бы ни были ситуации). Поэтому страх произвести «не правильное» впечатление на родителей провоцирует ребёнка на ложь, чтобы он оправдать их ожидания. Или, например, думать, что это их обидит, унизит или напугает, и это заставит их относиться к ребёнку иначе. |
|
«Держать на расстоянии». Ведущая деятельность подросткового периода жизни – это эмансипация, т.е. активность направленная на отсоединение от семьи, автономность. Ложь в данном случае направленна на создание личного пространства и попытке его сохранить. «Самостоятельность». В попытках отгородить себя от вмешательства других людей в какую-то их собственную деятельность они обманывают, это позволяет им в принципе избежать намёка на вмешательство. |
|
«Одиночество. Зависть». В этом случае имеет место так называемое «сочинительство». Ребёнок выдумывает события или истории, которые с ним произошли. Причиной этому могут быть желание быть интересным и влиться в какую-либо ситуацию (например, подружиться). Но из-за того, что он считает, что ему нечего рассказать, показать свои заслуги, он это выдумывает. «Страх. Неудача». Всё это можно было бы отнести и к первому варианту, если бы не одно исключение. В таких случаях ребёнок врёт всем, а не только родителям. Обычно он так же ложью пытается дать себе время на то, что бы исправить ошибку, сохраняя видимость того, что всё хорошо. Эта причина для лжи, между прочим, характерна не только подросткам, но и взрослым. |
|
«Щекотливые темы». Эта причина может быть запросто отнесена и к предыдущим, но предыдущие причины не могут в полной мере описать эту. Самый распространённый пример это сексуальное воспитание. Подростки будут всячески изворачиваться, чтобы не затрагивать такие темы, в том числе и врать. Проще сказать, это такие темы, которые подросток стесняется обсуждать, а иногда стесняется показать себя незнающими. |
|
«Дерзость». Подросток может совершать некоторые поступки, в качестве протеста перед запретами различного рода. Это поведение логично вытекает из причин указанных в пунктах «Самостоятельность» и «Держаться на расстоянии» причин. Запрет для подростка, в данном случае является, проявлением несправедливости, которая немедленно должна быть устранена. Так как власть и полномочия подростков по прежнему делегируются родителями, то он пытается проявить самостоятельно свою волю и выразить тем самым своё недовольство. «Подталкивание к вранью / избегание наказания». Эти две причины лишь кажутся не связанными. На самом деле они суть одно и то же. Если подросток что-то совершил, то, что бы избежать наказания за свой проступок они врут. При чём, с их точки зрения это выглядит как «наказание за правду», а не за проступок. В итоге и получается, что просьба сказать правду часто подталкивает к вранью. |
Самый важный вопрос теперь «Что делать?»
Универсального совета нет. Но некоторые рекомендации дать можно.
- Будьте искренни с вашим ребёнком, донесите до него ваши переживания.
- Старайтесь уважать и поддерживать его самостоятельность.
- И главное терпение, терпение и ещё раз терпение.
© Кирилл Дорошко, психолог